Мнение эксперта: «Как в России реанимировать простаивающее производство ЖБИ»

Мы попросили поделиться своими мыслями председателя совета директоров ГК «МКС», Заслуженного строителя Республики Марий Эл Лазарева Игоря Алексеевича.

Сегодня вопрос жилищного строительства является одним из первостепенных в вопросах коренного переустройства производственно-хозяйственной основы страны и успешной реализации в запланированные сроки 12 Национальных Приоритетных Проектов. Чтобы стране успешно и устойчиво развиваться, реализацию реформ нужно осуществлять одновременно по всем регионам без исключения. Для этого на местах в регионах потребуется создать нормальные стартовые площади в виде комфортной среды проживания, работы и отдыха для местных и привлекаемых «со стороны» высококлассных специалистов для укомплектования реанимируемых и вновь организуемых современных производств, в том числе с прорывными технологиями. Задача масштабная, не из простых и требующая незамедлительного решения. Поэтому каждому из ее участников потребуется мобилизовать в полной мере все имеющиеся ресурсы и разумно использовать на местах в регионах «скрытые» потенциальные возможности, в том числе и железобетонных производств. Применив с пользой для дела успешно отработанные неординарные, быстрореализуемые и малозатратные решения.

В регионах потребуется сформировать из имеющихся (при необходимости создания новых) управляемые производственно-строительные комплексов под реализацию намеченных Программ. Непростые российские климатические условия, отсутствие достаточной сети автодорог с твердым покрытием не позволяют в полной мере повсеместно использовать монолитную систему строительства. В этой ситуации потребуется в кратчайшие сроки параллельно возродить когда-то успешно действующую полносборную систему строительства, в которой во второй половине 80-х годов по стране вводилось почти 50% жилья. На текущий момент в регионах сохранилась большая часть железобетонных производств, которые и подлежат предлагаемой модернизации.

ГК «МКС» в течение 12 лет активно занимается продвижением в регионы обновлённой индустриальной системы строительства на базе сборного каркасного и каркасно-панельного строительства под полное обустройство жилых комплексов с необходимым набором инфраструктурных объектов, корпусов для современных производств выполненных в едином архитектурном стиле, с богатым разнообразием объемно-планировочных и фасадных решений, с сетью долговечных внутриквартальных и внешних автодорог из дорожных плит. В зависимости от заложенной в основе технологии производства, технического состояния на текущий момент железобетонного производства предлагаются различные подходы: модернизация действующих и простаивающего железобетонных производств; перепрофилирование не профильных и создание новых с организацией выпуска востребованной и весьма доходной продукции. Предварительно разрабатываем предпроектные предложения с четким технико-экономическим обоснованием и технологической планировкой по поэтапной, безостановочной малозатратной модернизации существующего или создания нового железобетонного производства потребной мощности.

Формовка основной номенклатуры железобетонных изделий предусматривается на единой быстропереналаживаемой технологической платформе. Поэтапной безостановочной модернизации подлежат железобетонные производства с различной технологической подосновой: агрегатно-поточной, стендовой, конвейерной и любого технического состояния на период проведения работ по модернизации, даже с почти с полностью самортизированной частью своих основных фондов. Наиболее эффективный и быстро реализуемый проект, где в основе действующего производства налажен выпуск железобетонных изделий для кирпичного или крупнопанельного строительства. На базе выпускаемой номенклатуры для заказчика разрабатывается своя сборная каркасная или каркасно-панельная серии под обеспечение комплексной застройки жилых массивов с дополнительной организацией единичной номенклатуры линейных изделий: многоуровневых колонн (различного поперечного сечения) и ригелей, в единой универсальной быстро переналаживаемой стенд-форме с выпуском в пределах от 0,035 м32 до 0,058 м32 на площадь вводимых объектов в год с высотностью зданий от 2 до 25 этажей.

Нами успешно отработаны на действующих производствах в различных регионах 5 базовых (наиболее часто используемых) вариантов и целый набор различных их модификаций. Для каждого из них имеется обоснованная расчетами и проверенная в деле затратная часть, конечная эффективность и получаемая доходность. В последующем по просьбе заказчика готовы обеспечить сопровождение введенного производства, разработкой проектов в сборном исполнении. При монтаже первых объектов обучить монтажников заказчика и укомплектовать их монтажной оснасткой. Все, что мы предлагаем, подтверждено 16 патентами.

Предлагается целый набор успешно реализованных бизнес-проектов по созданию или возрождению (с последующим безостановочным развитием) собственных малозатратных и быстро развивающихся самодостаточных производств по выпуску железобетонных изделий. Предлагается развернуть на местах масштабируемые производства потребной на текущий момент мощности от 25 до 500 тыс. м2 строящихся объектов в год. На начальном этапе наиболее эффективным и быстро реализуемым проектом с совершенно небольшими затратами может стать производство малой мощности под комплексную застройку в 25-35 тыс. м в год.

Для одновременного повсеместного решения обозначенных задач нет ни времени, ни достаточных средств. В этом случае особенно на начальном этапе нужен удобный и надежный инструментарий. Поэтому и предлагаем первоначально частично обновить активную часть основных фондов существующих железобетонных производств. Или организовать небольшие малозатратные производства в свободных простаивающих корпусах, когда-то успешно работающих на местах градообразующих производствах. В последующем поэтапно безостановочно их развивать и совершенствовать под возрастающие потребности строительного рынка.

Сборный каркас как полносборная строительная система достаточно успешно себя зарекомендовала на отечественном строительном рынке за счет своей эффективности, складывающейся из суммы принятых за основу наиболее оптимальных конструктивных, технологических решений, направленных на ускорение строительства, исключения зависимости от сезонности работ, поступательному снижению себестоимости и ряду других положительных факторов. Однако для потенциальных заказчиков застройщиков есть серьезные проблемы, которые сдерживают ее быстрое и успешное продвижение в регионы. Это недостаток на местах железобетонных производств, выпускающих потребную номенклатуру железобетонных изделий для сборного каркаса. Те же строительные компании, которые имеют такие железобетонные производства являются на сегодня одними из лидеров в своих регионах на строительном рынке.

В результате для производителя железобетонных изделий появляется реальный шанс не только выжить, но и выйти на принципиально новый уровень развития и освоить выпуск изделий для достаточно востребованной на строительном рынке продукции. И почему бы сегодня, в целях ускорения развития экономической мощи страны не воспользоваться такой успешной, в свое время великолепно зарекомендовавшей себя полносборной системой в сфере массового жилищного строительства, но на принципиально иной основе, адаптированной под сложившуюся экономическую ситуацию.

Тем более под застройку одних и тех же по вводимой площади жилых, полностью обустроенный, комплексов потребуется в 3,5-4 раза меньше железобетона (наиболее дорогого на сегодня материала) по сравнению с той же крупнопанельной системой строительства. В тоже время предлагаемая система действительно имеет практически неограниченные возможности для архитекторов при реализации своих задумок по объемно-планировочным и фасадным решениям. Одновременно по всей стране возможно быстро и с малыми затратами, реанимировать тысячи простаивающих и полузагруженных железобетонных производств. Создать новые, в части использования для этих целей незадействованных корпусов, когда-то успешно работающих в регионе градообразующих предприятий. Это особенно важно и востребовано для проблемных регионов, отдаленных и освоения новых территорий.

В предлагаемом решении заложена наиболее оптимальная расчетно-конструктивная рамно-связевая схема сборного каркаса с жесткими монолитными стыками, которая позволяет существенно уменьшить с 0,81-0,84 м3 на м2 строящегося жилья до 0,2 м32 расход наиболее дорогого материала — железобетона в сборном каркасе по сравнению с крупнопанельными домами. Соответственно на столько же сокращается и потребность и в производственных площадях под организацию выпуска железобетона под одни и те же площади застройки. То есть съем готовой продукции с 1 м2 производственных площадей автоматически вырастает в 3,5 — 5 раз. Удельный расход основных строительных материалов в сборном каркасе, самый наименьший и составляет: не более 0,6 м32 строящихся площадей, тогда как в монолите он соответственно 0,8 м32. Себестоимость квадратного метра в наибольшей степени зависит, как правило, от принятой за основу несущей системы с учетом отдельных незначительных особенностей.

Так, в крупнопанельном и кирпичном домостроениях стены входят в строку несущей системы и принимают на себя достаточные нагрузки всех вышележащих этажей, которые выполняются большей толщины и из материалов с повышенными прочностными характеристиками и соответственно с приличным расходом материалов, в том числе металла. Поэтому при большей толщине стен в кирпичных домах, при том же наружном контуре проектируемых домов, что и в сборном каркасе, продаваемая площадь зависит от этажности и уменьшается от 5 до 15 %. При этом и вес кирпичного дома почти в три раза больше каркасного, а это тоже существенные нагрузки на фундамент, соответственно почти в три раза больше объем транспортных перевозок. Работать с мелкоштучным кирпичом также является существенным сдерживающим фактором в темпах строительства и огромных объемах трудоемких работ, связанных с мокрыми процессами кирпичной кладки, штукатурки и шпатлевки. Приведенные капитальные затраты под модернизацию существующих железобетонных производств в зависимости от их оснащенности, технического состояния на период их модернизации составляют от 100 до 300 руб./м2 площадей строящегося жилья. Перепрофилирование непрофильных производств при наличии грузоподъемного механизма в пролете и инженерного обеспечения (а это вполне возможно, так как имеется достаточно в регионах простаивающих производственных корпусов ранее успешно работающих градообразующих предприятий), потребуются капитальные затраты в размере от 400 до 800 руб./м2. При этом, при модернизации существующих производств капитальные затраты возможно отнести на квадратный метр реализуемого жилья в сборно-каркасном исполнении, который достаточно быстро окупается и не является существенным обременением. Капитальные затраты на строительство нового железобетонного производства в основе с предлагаемыми универсальными стенд-формами под выпуск широкой номенклатуры железобетонных изделий, в том числе для сборного каркасного строительства составляют от 1200 до 1600 руб./м2 в зависимости от уровня механизации и автоматизации. В то время как на строительство нового крупнопанельного завода аналогичной мощности потребуется порядка 14-15 тыс. руб./м2 вводимого жилья. Это может стать одним из основных аргументов и прямой заинтересованности железобетонных производств работать в составе холдинга или самостоятельно — получая прибыль на конечной стадии от реализации квадратных метров построенных объектов.

В связи со структурным реформированием всей системы жилищного строительства с переходом на проектное финансирование через банки крайне осложнится и до того достаточно непростое положение железобетонных производств: особенно заводов ЖБИ и КПД. Но самое главное, что в сложившейся ситуации (особенно на местах в регионах ни у кого, кроме производителя железобетонных изделий) нет наиболее благоприятных потенциальных стартовых возможностей в виде имеющихся производственных корпусов с полным инженерным обеспечением для быстрого начала работ. Пусть с почти и самортизированной активной частью основных фондов, но еще работающих железобетонных производств, не требующих огромных капитальных затрат и времени на переустройство. Самое основное — выигрыш по времени и несравненно меньших капитальных затратах под повсеместное ускорение темпов жилищного строительства при одновременном снижении его себестоимости. И поэтому так важно уже сегодня в срочном порядке, начать диалог в регионах с местными застройщиками, банкирами, финансистами. И в сложившейся ситуации чтобы быть успешным не нужно ждать, необходимо опережать время и пользоваться ситуацией, тогда успех сам придет. И именно сейчас им нужно разумно воспользоваться.

Все, что сегодня имеют железобетонщики в собственности, стоит не три копейки, а достаточно прилично. Поэтому как всем этим распорядится, и зависит благополучие в бизнесе не только сегодня, но и в далекой перспективе. Производство должно работать эффективно, постоянно принося максимально возможную прибыль.

Предлагаемая Программа конкретных решений позволит активизировать работу на местах в регионах «снизу» и «вширь» и доказать своими действиями значимость и эффективность в ускорении реализации столь масштабных задач, стоящих перед страной.

Предлагаемая инновационная технология сборного каркасного строительства — это прорыв в конкурентоспособный строительный бизнес при умеренной цене вопроса на модернизацию технической основы (на переоснащение железобетонного производства с организацией выпуска нового востребованного на строительном рынке продукта). Не настолько сложны в реализации предлагаемые нами решения для существующих на местах в регионах железобетонных производствах, которые при совершенно небольших капитальных затратах возможно быстро и с малыми затратами коренным образом реконструировать для успешного решения целевых задач Государственного масштаба.

Независимо от изменения системы финансирования жилищного строительства для обеспечения лидирующего положения не только в регионе, но и отрасли необходимо иметь в основе быстро перенастраивающееся под требования рынка производственно-строительную базу и многофункциональную строительную систему способных в комплексе решать весь спектр задач компании. Иметь в наличие пакет апробированных конструктивно-технологических решений, позволяющих обеспечить поступательное целенаправленное снижение себестоимости строящихся объектов на всех основных технологических переделах длинной организационной и проектно-производственно-строительной цепочки. Рычаги рыночной экономики в действии, конкурентное преимущество получит тот, кто грамотно выстроит политику в сфере жилищного строительства, исходя из реально сложившейся экономической ситуации в стране на текущий момент и разумно использует в интересах компании имеющиеся инновационные наработки, адаптированные к непростым российским условиям, успешно апробированные в деле с реальной экономической эффективностью.