Потенциальные возможности эффективного использования многофункциональной сборной строительной системы на местах в регионах для ускорения темпов жилищного строительства и подготовки нормальных стартовых площадок в виде новых производственных корпусов с полным инженерным обеспечением для организации современных производств, в том числе и с прорывными технологиями

Новые условия российской действительности при постоянно усиливающемся санкционном давлении западной Европы и США обязывают нас сосредоточить свои усилия на более активном и эффективном использовании внутренних ресурсов и имеющегося потенциала по ускорению развития, как базовых отраслей, так и перспективных инновационных направлений. В первую очередь это относится к строительной отрасли.

Сегодня действительно пришло то время, когда необходимо кардинально все менять, в полной мере мобилизовав свой внутренний ресурс и в первую очередь на модернизацию всего, что возможно в целях ускорения процесса коренного реформирования производственно-экономической основы страны. Потребуется основательно все перестраивать, в том числе и в строительной отрасли: проектировании, производстве и строительстве. Обстановка сама заставляет преодолеть инертность мышления — отбросить экономически не выгодные проекты и не развивать малоэффективные и морально устаревшие, а сосредоточить основное внимание на наиболее перспективных проектах обновления. Но для этого на местах в регионах строителям потребуется в кратчайшие сроки подготовить мощные стартовые площадки в виде возведенных новых современных производств или реконструировать имеющиеся с полным инженерным обеспечением и при них возвести новые полностью обустроенные жилые комплексы.

Нашей компанией предлагается комплексное решение столь не простой задачи в виде успешно отработанной в регионах суммы эффективных: технологических, технических и организационных наработок, подтвержденных четкими научно обоснованными выкладками в каждом из следующих сегментов: расчетно-конструктивном, проектном, производственном и строительном. Все целенаправленно на обеспечение снижения материалоемкости, трудоемкости на производстве и стройплощадке, а также уменьшения на стройплощадке работ связанных с «мокрыми» процессами, что, в конечном счете, позволяет поступательно обеспечивать снижение себестоимости строительства. И все это прилагается к нашей главной разработке успешно тиражируемой в регионы обновленной индустриальной системы строительства основанной на четкой взаимоувязке быстро организуемого малозатратного масштабируемого производства (соразмерного текущим планам строительства) базирующейся на единой компактной универсальной технологической платформе в виде переналаживаемых длинномерных силовых и обычных стенд-форм под выпуск многофункциональной сборной каркасной серии с ограниченной номенклатурой изделий в основе. Именно это решение позволяет быстро освоить на местах в регионах технологию застройки полностью обустроенных жилых комплексов с корпусами для современных производств в сборном многофункциональном каркасном исполнении. В основе обновленной индустриальной системы лежит наиболее оптимальная расчетно-конструктивная: рамно-связевая схема сборного многофункционального каркаса с жесткими монолитными стыками. Конструктив зданий и сооружений представлен в виде сборного каркаса из железобетонных многоуровневых колонн на 2-4 этажа, преднапряженных (или с обычным армированием) несущих и связевых ригелей и пустотных плит перекрытия длиной до 12 м, с сеткой колонн в плане до 12×14 м со свободным внутрипланировочным решением (с возможностью использования легко трансформирующихся перегородок) и с самонесущими «на этаж» ограждающими панелями: наружными и внутренними стенами. И еще не маловажный момент — возможность стыковки ригелей с колоннами под разным углом и на разной высоте, что дает возможность вести строительство на сложных рельефах местности и в достаточно стесненных городских условиях. А жесткие монолитные стыки обеспечивают гарантированную надежность и долговечность возводимых зданий. В итоге сумма таких решений позволила снизить расход наиболее дорогого и массово используемого материала — железобетона, почти в 4 раза по сравнению с тем же крупнопанельным домостроением, доведя его до 0,19-0,22 м³/м² вводимых площадей (в то время как в крупнопанельном домостроение он составляет 0,81-0,84 м³/м²), а расход металла уменьшить в среднем до 22 кг/м², что почти в 2 раза меньше, чем в КПД и на 30-40% меньше чем в монолите. Особенно это актуально сегодня, когда цены на энергоносители достигли запредельных величин и при существующих устаревших чрезмерно энергоемких производствах в цементной, металлургической промышленности и немалой транспортной составляющей при достаточно больших плечах доставки. Именно это в основном и влияет на существенный рост цен на железобетон. Поэтому в настоящее время цены на жилье в основном и растут за счет значительного повышения цен на исходные материалы и энергетику. И в этой ситуации для строителей остается совершенно небольшое поле деятельности, где действительно имеется реальная возможность активно повлиять на снижение себестоимости строящегося жилья и в основном это только за счет авктивного использования принципиально новых инновационных решений. Предлагаемая система дала возможность саккумулировать в себе по максимуму наиболее продвинутые достижения науки, техники и практики в сфере жилищного строительства и «стройиндустрии» и тем самым позволяя поступательно обеспечивать снижение себестоимости, ускорить строительство и соответственно существенно повысить конкурентные преимущества в области застройки полностью обустроенных жилых комплексов. Предложены конкретные, более современные для текущего момента решения по основным технологическим переделам производственного и строительного процессов: изготовления железобетонных изделий и возведению сборных каркасных зданий с жесткими монолитными стыками. Все это направлено на ускорение монтажа и повышения степени заводской готовности выпускаемых изделий. С внедрением же универсальной открытой архитектурно-строительной системы в виде сборного многофункционального каркаса архитекторы получили в свое распоряжение полный набор конструктивных элементов неограниченных возможностей для создания современных функциональных проектов зданий и сооружений под комплексную застройку полностью обустроенных жилых массивов современных городов. Представилась реальная возможность воссоздания ранее построенных жилых массивов, кварталов и улиц центральной части существующих городов, в своем первоначальном архитектурном стиле со своим неповторимым художественно-композиционным образом.

Одновременно ускоренными темпами потребуется развивать и внутреннюю транспортную сеть: ускорить строительство центральных автомагистралей, а к ним подтягивать региональную и межрегиональную автодорожную сеть; параллельно ускорить развитие и обустройство двух центральных железнодорожных магистралей: Транссибирской и Байкало-Амурской вместе со всей придорожной инфраструктурой. Соответственно потребуется развивать новые энергетические мощности, в том числе и атомной энергетике. И в этой ситуации безусловно на передовом фланге также должны быть строители. Не следует забывать и о безусловном исполнении в предписанные сроки 12 Приоритетных Национальных Проектов и ускорению темпов строительства жилья для переселения граждан страны из аварийного и ветхого жилья. Кроме этих архиважных задач есть и другие, федеральные и региональные — пусть менее значимые, но тоже крайне необходимые. Поэтому строительному бизнесу всех форм собственности есть где развернуться. Нашей компанией предлагается пять базовых вариантов модернизации с множеством различных сценариев с учетом фактического состояния существующих железобетонных производств, перепрофилирования простаивающих корпусов непрофильных производств с возможностью их подготовки под выпуск изделий для сборного каркаса, с возможностью поэтапного развития их производства или сразу с запуском на планируемую проектную мощность. Но все будет зависеть от финансовой составляющей на начало реализации предлагаемого бизнес-проекта и ряда других менее значимых факторов. Но, как правило, заказчик сначала просит разработать предпроектные предложения с четким технико-экономическим обоснованием эффективности предлагаемого решения с затратной частью и выдачей технологической планировки по первому этапу возможной реализации бизнес-проекта.

Наша компания намерена показать на конкретных примерах, как возможно разумно и эффективно на практике использовать накопленный нами опыт для успешного, быстрого решения поставленных задач перед строительным комплексом. На одном или одновременно на нескольких регионах, к примеру Подмосковья и Москвы (в большей степени «новой» Москвы) отследить, где и как наиболее разумно и эффективно использовать сборную многофункциональную каркасную систему строительства.

Группа компаний «Многофункционального каркасного строительства» (ГК «МКС») успешно продвигает многофункциональную систему в регионы путем безостановочной и малозатратной модернизации существующих железобетонных производств, перепрофилирования непрофильных и строительства новых. Для конкретного заказчика при наличии собственного железобетонного производства может быть разработана своя сборная каркасная или каркасно-панельная серия с жесткими монолитными узлами стыковки под комплектацию застройки полностью обустроенных жилых комплексов разноуровневыми зданиями и сооружениями с разнообразными объемно-планировочными и фасадными решениями с полным набором инфраструктурных объектов и корпусами для современных производств. Каждый из жилых массивов может быть запроектирован в любом из запланированных архитектурных стилей со зданиями сложной конфигурации с максимально возможной сеткой колонн (размером в плане до 14×12м). Достигается это за счет стыковки ригелей с колоннами на любой высоте и под различными углами. Перевод всех ограждающих конструкций: внутренних и наружных стен в разряд самонесущих «на этаж» позволяет использовать для их изготовления местные дешевые и доступные материалы с меньшим транспортным плечом доставки. Особенно это важно для наружных стен, так как для их изготовления возможно будет использовать более легкие с меньшими прочностными характеристиками и экологически чистые материалы, но со значительно лучшими показателями по теплотехнике. Предоставляется реальная возможность беспрепятственно вписывать здания и сооружения в высвободившиеся строительные площадки в существующей городской среде с оформлением фасадов в одном и том же, давно сформировавшемся архитектурном стиле целые улицы или культурно-деловые центры (особенно это важно для исторически значимых и охраняемых государством — как памятники архитектуры здания и сооружения). Единая быстропереналаживаемая технологическая платформа, заложенная в основу обновленной индустриальной системы, позволяет не только организовать выпуск всей потребной номенклатуры изделий под комплексную застройку, но и при незначительной перенастройке обеспечить выпуск преднапряженных дорожных плит для устройства долговечных внешних и внутриквартальных автодорог. Серии разрабатываются с учетом потенциальных возможностей конкретных железобетонных производств, поэтому учитываются все основные его проблемы. Все это дает возможность обеспечить максимальный съем готовой продукции с имеющихся производственных площадей. При этом возможен выпуск широкой номенклатуры железобетонных изделий, позволяющей удовлетворить практически любые запросы потенциальных заказчиков под комплексное обустройство не только жилых комплексов, но и целых городов, а также активно участвовать в городских Программах реновации. Принятая за основу наиболее оптимальная расчетно-конструктивная рамно-связевая схема сборного каркаса с жесткими монолитными стыками (с учетом нагрузок и пространственной работы несущих конструкций) позволяет обеспечить минимальный расход железобетона и арматурной стали в пересчете на 1 м² вводимого жилья. Вес зданий в 3 раза меньше по сравнению с кирпичным, в 2 раза меньше по сравнению с крупнопанельным исполнением, соответственно меньше расход материалов, меньше количество рейсов и меньшее количество погрузочно-разгрузочных операций. Все это реально способствует снижению себестоимости и ускорению темпов строительства. Под выпуск железобетонных изделий для комплектации одинаковой площади застройки жилых массивов требуется в 4-5 раз меньше производственных площадей, во столько же раз будут меньше капитальные и эксплуатационные затраты по сравнению с крупнопанельной системой строительства. Но при этом по темпам строительства обновленная индустриальная система лишь незначительно уступает крупнопанельной. В предлагаемой системе возможно вести застройку полностью обустроенных жилых комплексов высотностью зданий до 24 этажей включительно. Тогда как в определенной крупнопанельной серии возможно строить только жилые дома и совершенно в другой крупнопанельной серии здания соцкультбыта: детские садики, школы и ряд других объектов. А это весьма большая номенклатура, с выпуском изделий крупногабаритных размеров, для формования которых требуется достаточно громоздкое оборудование и соответственно существенно большие производственные площади. Для перевозки необходим специальный автотранспорт, а на строительной площадке башенные краны повышенной грузоподъемности с большим вылетом стрелы. При этом, весьма ограничена вариабельность планировочных и не особо богато разнообразие фасадных решений и геометрии самих зданий. В основном все построено в прямолинейном исполнении. Всё, что предлагает наша компания — это наименее затратно, но в целом наиболее эффективно, позволяет сохранить почти такие же темпы монтажа, как в крупнопанельной системе строительства и существенно разнообразить обустройство городской среды. Данные разработки подтверждены пакетом из 16 патентов, право на пользование которыми будет передано заказчику при заключении договора. И это является весьма надежной гарантией для потенциальных заказчиков.

Самый крупный мегаполис страны город Москва сегодня перегружен до предела. Даже ввод третьего транспортного кольца не в состоянии в полной мере решить извечную проблему столицы последнего десятилетия: заторы на дорогах, многочисленные пробки в час пик и отсутствие достаточного количества парковочных мест в центре. Центр, как административная единица города и столица нашего государства сформировались очень давно. Представляет из себя радиальную систему — все основные магистрали сходятся в центре города. Основные государственные учреждения, министерства и офисы крупных компаний находятся именно здесь. Все зажато до предела: узкие улицы, сложные перекрестки, исторически значимые здания и ряд других причин из года в год создают все больше и больше проблем для горожан. Усугубляет ситуацию постоянно возрастающий поток транспорта, удвоение которого за последние время происходит каждые 8-10 лет. Весь основной бизнес крутится здесь, в Москве. Привлекательность города для предпринимателей с каждым годом все более и более возрастает. Поэтому навалившиеся городские проблемы решать только старым традиционным путем — ускорением строительства транспортных развязок, увеличением подземных переходов в центральной исторической части города тоже не позволит их полностью решить. Поэтому знаковое и своевременно принятое решение о разовом увеличении территории Москвы более чем в 2 раза, за счет отчуждения земли Московской области, открывает перед горожанами весьма обнадеживающие перспективы, а для архитекторов и строителей огромные пространства для творческого и созидательного труда по превращению Москвы в один из самых комфортабельных и благоустроенных городов мира. Появляется реальная возможность решить экологически проблемные, производства полностью вывести за пределы существующих границ Москвы и запроектировать их с использованием принципиально новых экологически чистых технологий, по мере возможности выстроив их в шаговой доступности от жилых комплексов. При этом обеспечив там, наличие полного набора инфраструктурных объектов, создав тем самым, комфортные условия для проживания, работы и отдыха жителям обновленной Москвы. Появляется реальная возможность на освобожденных территориях внутри и за пределами МКАД, разместить современные жилые массивы и деловые центры, и попутно решать транспортные проблемы, построив долговечные дороги достаточной пропускной способности с транспортными развязками и мостами, с подземными и надземными переходами и многоярусными парковками большой вместимости. Так же одним из успешных решений может стать и создание в Подмосковье в кратчайшие сроки уютных городов-спутников, комфортно обустроенных и связанных со столицей мощными транспортными автомагистралями со сложными многоуровневыми развязками, обеспечив тем самым быстрое и безопасное сообщение жителей от места проживания к месту работы и обратно. Чем в настоящее время достаточно активно и плодотворно занимаются власти города и области. Давно замечено, что цивилизованный человек все больше и больше тянется ближе к природе, подальше от небоскребов и бесконечно шумного потока машин. Он хочет за свои «кровные» иметь по-настоящему экологически чистое, надежное и долговечное жилье, с комфортно обустроенной средой обитания. Все это позволит, в конечном счете, не только высвободить столь дефицитную территорию столицы под жилищное и социально-административное строительство, но и построить жилье и новые производства для москвичей в Подмосковье и загрузить работой своё население у себя на месте. Одновременно снизить поток работающих из Подмосковья в Москву и даже перенаправить часть населения Москвы в Подмосковье для работы на современных производствах и научно-исследовательских центрах, и тем самым более разумно организовав людской противопоток.

Современным россиянам, особенно жителям городов-миллионников и крупных мегаполисов и в частности москвичам, после напряженной трудовой недели хочется вырваться на выходные за пределы города, отдохнуть от городской суеты, загазованности и шума. Но у большинства горожан нет своего постоянного загородного места отдыха, где бы действительно можно было полноценно провести время: отдохнуть, заняться в удовольствие спортом, любимой творческой работой или просто полюбоваться красотами природы. В тоже время, у каждого из городков Подмосковья имеются свои немалые потенциальные возможности, необходимо их только правильно использовать во благо горожан. И почему для москвичей не организовать в Подмосковье и возможно на территориях близлежащих регионов свой комфортно обустроенный специальный маршрут туризма и отдыха выходного дня. При необходимости с определенной тематикой по интересам, наиболее распространенной, к примеру, в виде своего «Золотого кольца выходного дня». Для горожан может совершенно по-новому открыться достаточно интересный и во многом еще не познанный культурно-исторический пласт своего родного края. В том числе и в малых городах — каждый со своим неповторимым и запоминающимся образом, замечательными памятниками истории и архитектуры, с восстановленными и восстанавливаемыми усадьбами, парками. Тем более для этих целей имеется еще вполне пригодная пригородная дорожная сеть, которая на начальном этапе вполне устроит. В последующем, при возрастающем потоке отдыхающих не только туристов-москвичей, но и других регионов, а также из-за рубежа, дороги туристических маршрутов возможно будет привести в полное соответствие предъявляемым требованиям, и одновременно комфортно их обустроить. Построив необходимые здания и сооружения, полностью отвечающие возросшим запросам, с использованием в основе лучших мировых стандартов. Потребуется запроектировать и построить разнозвёздочные гостиницы совмещенные с культурно-досуговыми центрами, спортивно-оздоровительными комплексами с потребным количеством парковочных мест, в том числе стоянок в многоуровневом исполнении. Создать в природоестественной среде отдыха и другие узкоспецифические досуговые центры, такие как:

  • прокатные, по предоставлению на прокат вездеходов, квадрациколов и другой спецтехники для поездки по обустроенным маршрутам, в том числе и по сложным рельефам местности;
  • прокатные лодочные станции рядом с оборудованными пляжами и спортивными площадками;
  • ипподромы с конюшнями и предоставлением выездных лошадей в сопровождении инструкторов для обучения верховой езде и катания зимой на русских тройках;
  • дом рыбака и охотника;
  • гольф клубы, стадионы, крытые бассейны, аквапарки и многое другое.

Исторически-культурные городки Подмосковья смогут быть весьма интересны и востребованы и в полной мере претендовать на «островки безопасности» в бурном море городской суеты мегаполиса.

Предлагаемая нами обновленная индустриальная система позволит по максимуму решить все эти вопросы, как по придорожному обустройству туристических маршрутов, так и полному восстановлению культурно-исторических центров городов Подмосковья, сохраняя старую планировочную структуру и архитектуру, свободно вписывая новые строения сомасштабно существующим на освободившихся площадях в том же архитектурном стиле. Тем самым обустраивая города более комфортно и привлекательно для туристов с предоставлением полного набора услуг. На сегодня многие из таких городов, в силу различных обстоятельств, не имея высокого градостроительного потенциала (нередко из-за остановки ранее успешно работающих градообразующих производств) застыли в первозданном виде, а часть из них вообще разрушается. Город любого масштаба в современном мире — это вершина цивилизации в конкретно взятой территории, где создавались и создаются выдающиеся образцы духовной культуры человечества не только сегодня живущих, но последующих поколений. Поэтому так важно поддерживать и создавать комфортную, экологически чистую среду обитания, как для проживающих горожан Подмосковья, так и туристов. Город должен существовать в природном контексте, преображенной хозяйственной деятельностью человека, но развиватся, в конечном счете, как экополис. Вновь построенные притрассовые объекты туристических маршрутов позволят жителям малых и средних городов получить новые рабочие места и более разнообразные комфортные услуги для горожан. Но не менее важно, что такие полностью обустроенные городские маршруты дадут возможность существенно пополнить доходную часть бюджетов муниципальных образований и Подмосковья в целом. Аналогичным образом можно быстро обустроить и вновь введенную в эксплуатацию автомагистраль Санкт-Петербург — Москва и начатую строительством скоростную автодорогу М12 — Москва — Казань. Так же обустроить и культурную столицу страны — Санкт-Петербург и его пригород, создать свое «Золотое кольцо выходного дня». В последующем по выходным дням обмениваться турпотоки между двумя столицами — деловой и культурной.

Все это реально и возможно. Тем более в настоящее время, когда руководство города Москвы и Подмосковья работают в таком тесном контакте. Постоянно улучшая и комфортно обустраивая среду для проживания, работы и полноценного отдыха жителям Москвы и Подмосковья.

Кроме города Москвы и Московской области сборную многофункциональную строительную систему параллельно можно успешно осваивать и в других регионах страны и в первую очередь зонах опережающего развития. Компактная универсальная технология, быстро разворачиваемое производство в основе с многофункциональной каркасной серией (по принципу конструктора «LEGO») позволит при ограниченной номенклатуре изделий получить огромную вариабельность объемно-планировочных решений, что способствует существенному ускорению темпов строительства полностью обустроенных жилых массивов с одновременным строительством корпусов для современных производств с сетью долговечных внутриквартальных и внешних автодорог. Ядром комплексной обновленной индустриальной системы является масштабируемое железобетонное производство, мощностью рассчитанной под решение текущих задач под планируемый объем строительства с возможностью при необходимости обеспечить безостановочное наращивания объемов выпуска под возрастающие объемы строительства. А безостановочная, малозатратная и быстрая модернизация существующих железобетонных производств, перепрофилирование непрофильных и организация новых потребной мощности позволят ускорить процесс. Заложенные в основу сбалансированные между собой конструктивно-технологические решения позволяют получить одни из лучших на текущий момент технико-экономических показателей. Наличие у компании пакета принципиально новых инновационных успешно отработанных в деле и внедренных наработок и ноу-хау на основных технологических переделах длинной строительной цепочки: от проектирования, производства и строительства, позволяют обеспечить поэтапное целенаправленное снижение себестоимости строительства объектов в сборном многофункциональном каркасном исполнении. Многоэтажные жилые здания и сооружения в предлагаемой многофункциональной сборной строительной системе позволяют обеспечить в жилых комплексах функционально и композиционно законченные образования для комфортного проживания, работы и отдыха. Сформировать жилую застройку разноуровневыми зданиями и сооружениями криволинейного очертания и пирамидальной структуры в отличие от типовых геометрически выверенных прямоугольных форм крупнопанельного домостроения. Появляется реальная возможность разнообразить пластику фасадов зданий и сооружений и их общую объемно-планировочную композицию.

Все это может стать для городов любого масштаба хорошим подспорьем для приведения в порядок существующих историко-культурных и административно-деловых центров. Предлагаемая система позволяет возводить здания и сооружения любого функционального назначения и различной конфигурации с огромной вариабельностью объемно-планировочных и фасадных решений на сложных рельефах местности в достаточно стесненных городских условиях. Обеспечить застройку на высвобождающихся участках от ветхих и аварийных строений в сохранившемся с прежних времен архитектурном стиле.

Современная архитектура жилья должна оптимизировать жилую среду, нацелив на решение огромных социально-значимых задач и придать жилой застройке художественно-осмысленный, функционально и эстетически полноценный комплекс, отвечающий запросам текущего момента. Каждому из жилых кварталов, крупных жилых комплексов и даже целых городов, придать свой особенный неповторимый архитектурный образ.

Особенно это важно сейчас, в век продвинутых, современных коммуникаций, когда путем разумного использования потенциальных интернет-возможностей можно успешно работать в любом месте на «удаленке», что было наглядно продемонстрировано уже сегодня во время незапланированного ковид-карантина всемирного масштаба. Современный человек цивилизованного мира за последнее время все больше предпочитает жить в городах с населением до трехсот тысяч жителей в комфортно обустроенной обстановке с полным набором инфраструктурных объектов с не перегруженной внутригородской транспортной системой и в строгой гармонии со сформировавшейся природно-ландшафтной средой. Для успешного воплощения на местах в регионах чего-то подобного необходимо иметь строителям в распоряжении универсальный инструментарий способный успешно воплощать в жизнь желания и возможности региональных и местных властей. Это особенно важно и необходимо для территорий опережающего развития, вновь создаваемых кластеров, разнообразных крупных и инновационных центров, обустройства поселений для разведанных месторождений достаточно крупного масштаба, восстановления существующих и вновь возводимых комфортно обустроенных жилых поселений с современными производствами, в том числе и вдоль двух железнодорожных магистралей: Транс-Сибирской и Байкало-Амурской, а также главной строящейся через всю страну скоростной автомагистрали Азия-Европа, закрытых городов, отдаленных погранзастав и т. д. Вероятно и многие наши города, да и крупные районные центры не прочь, не только восстановить и обновить, но в большей степени создать свой особый запоминающийся образ, и так же с комфортно обустроенной средой обитания. В данной ситуации можно воспользоваться опытом по обустройству центральной культурно-деловой части города Йошкар-Олы, (выполненного в начале этого столетия), запроектированного в едином средневековом европейском архитектурном стиле и только небольшая часть в русском стиле XVI-XVIII веков (в основном по пожеланию экс. Главы региона). Некоторые из зданий были построены с использованием в основе многофункционального несущего сборного каркаса с оформлением фасадов зданий с применением цветного фасадного кирпича и природного отделочного камня. И все это было запроектировано и выстроено совершенно за небольшой промежуток времени 9-10 лет, но при достаточно сложной и непонятной схеме финансирования. А почему бы, к примеру старую центральную часть города Нижний Новгород в районе площади им. Горького и спуск к рекам Оке и Волге не воссоздать еще в частично сохранившемся русском купеческом стиле? Все-таки городу 800 лет. Почему городу Казань к 1000-летию можно было воссоздать основную красоту старой части города? Центру Федерального Поволжского округа — г. Нижний Новгород вероятно тоже возможно аналогичное повторить, при безусловной поддержке из центра. Тем более нами данная строительная система была успешно апробирована при застройке в г. Нижний Новгород жилых кварталов нового жилого комплекса «Окский берег» в 2013-2015 годах. Тогда первый Вице-премьер Российского Правительства Шувалов И.И. присутствующий при вводе в эксплуатацию одной из очередей достаточно высоко оценил эту систему и рекомендовал более активно тиражировать этот опыт в другие регионы. Тем более все вновь проектируемые строения в центральной части города можно в основном выполнить в малоэтажном исполнении не более 4-х этажей. Поэтому монтаж этажерки сборного каркаса из многоуровневых колонн на 2-4 этажа и преднапряженных ригелей можно осуществлять быстро с использованием мобильных кранов с удлиненной телескопической средой. А обкладку фасадов возможно вести одновременно с монтажом и даже свободно выполнять эти работы после завершения монтажа «коробки» здания. Все склоны и глубокие овраги не только возможно будет застроить разноуровневыми зданиями и многоуровневыми парковками с размещением в оврагах (сверху с 2-х, 3-х этажными административными зданиями), но и произвести параллельно укрепление склонов, в том числе с активным использованием разрядно-импульсной технологии. Такое решение позволит наиболее рационально использовать овраги в центральной части города под устройство многоуровневых парковочных мест, тем самым освободив улицы центральной части города от транспорта. Даже те же планируемые к строительству два новых трамплина, в том числе один 160 метровый, можно запроектировать в виде многофункционального комплекса на основе сборной железобетонной каркасной этажерки с размещением в межколонном пространстве гостиницу с многоуровневой парковкой внизу, а сверху предусмотреть дорожки трамплина, а также возможно создать искусственный склон для горнолыжников или скоростного спуска на коньках.

Страна у нас огромная и многонациональная, архитектурная отечественная школа тоже достаточно не плохая, да и возможности сегодня совершенно другие, что позволит архитекторам в полной мере раскрыть свои творческие возможности, привнеся в архитектурный облик зданий местный колорит и прогрессивные национальные традиции, блеснув по-настоящему мастерством. А предлагаемая нашей компанией многофункциональная сборная система строительства позволит их в полной мере продуктивно реализовать. И почему бы в этой ситуации не организовать проведение всероссийских конкурсов по концептуальной проработке застройки жилых кварталов, крупных жилых массивов, вновь застраиваемых площадок с учетом нового современного видения, с учетом лучших мировых наработок (но ни как в многоэтажных прямоугольных высотных «коробок»). При этом, в большей степени сосредоточить свое внимание на восстановление и комфортном обустройстве культурно-исторических и  административно-деловых центров городов в давно сформировавшемся архитектурном стиле (для каждого из изъявивших желание)? К участию в конкурсе допустить как ведущие российские, региональные проектные институты, архитектурно-строительные университеты и строительные институты, так и архитектурно-проектные мастерские. И пусть житель конкретного города сам отберет понравившиеся предложения (не зависимо от разработчика концепта), а из нескольких отобранных, наиболее интересных и эффективных. Специалисты-профессионалы вместе с жителями отберут на градостроительном совете конкретного города, который и примут за основу. При детальной проработке возможно внесение дополнений при оформлении жилых комплексов и фасадов конкретных зданий отдельные элементы соответствующие местному стилю с активным использованием в основе прогрессивных национальных традиций и местного колорита.

В целях ускорения реализации государственной Программы по возрождению, развитию и обустройству Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, одним из приоритетных и требующих неотложного решения является вопрос привлечения особо востребованных специалистов для работы на железной дороге и обслуживания придорожных и инфраструктурных объектов. Для этих целей необходимо создать на местах комфортные условия для проживания работы и отдыха, как для местного населения, так и приглашаемых со стороны специалистов. Эта программа может быть быстро и успешно решена запуском программ застройки полностью обустроенных придорожных жилых комплексов и целых городов со строительством корпусов для современных производств, особенно в местах сосредоточения наибольшей экономической активности. Предложенная нами обновленная индустриальная системам строительства в виде компактного универсального быстро разворачиваемого железобетонного производства в четкой взаимоувязке с многофункциональной сборной каркасной серией позволяет в кратчайшие сроки с наименьшими затратами обеспечить обустройство экономических кластеров и удаленных территорий. Одним из вариантов возможной реализации предлагаемого бизнес-проекта может быть быстрая, безостановочная и малозатратная модернизация еще сохранившихся (из 24 ранее имеющихся железобетонных заводов при тресте РЖДСтрой в г. Москва путем организации на их свободных площадях выпуска линейных несущих железобетонных изделий каркаса (многоуровневых колонн сечение от 250×250 до 400×600 мм) и преднапряженных или с обычным армированием ригелей и единичных недостающих доборных изделий, на поставляемых нами оборудование, длинномерных быстропереналаживаемых стенд-формах и индивидуальных металлоформах добора. Наилучший и быстро реализуемый вариант, если на одном из действующих производств сохранился пост по выпуску плит пустотного настила и доборных изделий для кирпичного или крупнопанельного строительства. Тогда наш проектный институт на основе данной номенклатуры и несущих линейных элементов сборного каркаса разработает для РЖД свою сборную многофункциональную каркасную или каркасно-панельную серии. Обеспечит полное сопровождение силами подразделений нашей компании разработку проектно-сметной документации на модернизацию существующего железобетонного производства или организацию нового, путем перепрофилирования непрофильного одного из простаивающих корпусов непрофильного производства. Организует выпуск потребных железобетонных изделий или, при острой необходимости разработает проектную документацию на строительство нового корпуса (с возможным началом производства в полигонных условиях); изготовит и поставит оборудование, стенд-формы и металлоформы; окажет помощь в запуске производства и в монтаже первых объектов в сборном каркасном исполнении с одновременным обучением монтажников заказчика с укомплектованием их необходимой монтажной оснасткой. По просьбе заказчика готовы обеспечить и сопровождение введенного производства разработкой проектов на планируемые к строительству объекты как в сборном каркасном исполнении, так и других системах. При необходимости готовы обучить специалистов заказчика особенностям разработки проектов в сборном многофункциональном каркасе или организовать на месте филиал нашего проектного института, а также готовы работать в тесном сотрудничестве с головным проектным институтом РЖД.

В целях ускорения, возрождения и развития Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей под привлечение специалистов с семьями на постоянную работу не плохо было бы отработать в деле предоставление жилья по схеме производственной ипотеки. Каждый контракт с привлекаемыми на постоянную работу специалистами подкрепляется предоставлением им жилья после периода отработки испытательного срока (в пределах трех месяцев, но не более полугода). Длительность контракта 10-12 лет с правом получения квартиры в собственность по истечению срока первого трудового контракта-договора. Эти меры способствуют притоку молодых специалистов в данный экономически развивающийся и перспективный район целевым образом и позволят снять особо острую проблему кадров в достаточно удаленных территориях страны.

В случае острой необходимости железобетонное производство потребной мощности и номенклатуры возможно наладить и непосредственно рядом с существующими жилыми поселениями железнодорожных магистралей путем перепрофилирования одного из простаивающих производственных корпусов (при наличии мостового крана с высотой до крюка не менее 5,5 м) ранее работающего непрофильного производства. Возможен и другой вариант, строительства нового железобетонного производства на свободной площадке, путем возведения утепленного арочника и организации в нем компактного железобетонного производства по выпуску на двух независимых технологических линиях железобетонных изделий для сборного многофункционального каркаса мощностью от 25 до 100 тыс.м²/год строящихся объектов. А при необходимости, одну из технологических ниток в перспективе возможно будет переоснастить под выпуск дорожных плит в преднапряженном исполнении или с обычным армированием. Разработка формовочного оборудования в полупортальном исполнении и длинномерных стенд-форм силовых и обычных осуществляется подразделениями нашей группы-компании, либо возможно размещение его изготовления на близлежащем механическом заводе. На весь этот комплекс нашей компанией получен пакет из 16 патентов, и право на его пользование и сборную многофункциональную серию будет передано заказчику после заключения договора.

Аналогичные быстровозводимые малозатратные железобетонные производства возможно организовать практически в любом месте огромной территории нашей страны и даже для  трудно доступных и отдаленных. Комплект оборудования для изготовления арочника можно поставить для территории Крайнего севера по зимнику в двух — трех контейнерах, также и оцинкованную сталь в бухтах, оборудование, оснастку и необходимое количество материалов на начальный период работы. В последующем, а при необходимости сразу же можно организовать выпуск дорожных плит на одной из технологических линий или сразу под их выпуск предусмотреть сразу весь арочник, в котором за год возможно обеспечить выпуск плит под дорогу длиной от 35 до 50 км с двух сторонним движением. Подобные быстровозводимые малозатратные заводы возможно монтировать и вдоль прокладываемых газовых и нефтяных магистральных трубопроводов рядом с крупными компрессорными перекачивающимися станциями или вновь организуемыми производствами. Это позволит не только обеспечить застройку полностью обустроенных поселков с сетью долговечных дорог, но и организовать собственное производство на месте железобетонных утяжелителей в потребном количестве. Для получения более дешевой собственной электроэнергии и тепла прямо на месте можно смонтировить газотурбинные когенерационные установки.

В связи с принятым Правительством решением по ускорению развития внутреннего туризма можно весьма эффективно использовать многофункциональную строительную систему для обустройства существующих, так и вновь строящихся центральных, и региональных автомагистралей полноценной придорожной туристической сетью отвечающей мировым стандартам в виде кемпингов, культурно-спортивных комплексов с разнозвездными отелями. Аналогичным образом можно обустраивать для туристов и наши железнодорожные магистрали с формированием специальных туристических поездов, а в последующем создать единую туристическую авто и железнодорожную сеть по всей стране. Страна у нас огромная и в ней столько замечательных и совершенно не похожих друг на друга исторических, архитектурных памятников и прекрасно сохранившихся мест в первозданном виде, где не только можно многое увидеть, но и великолепно отдохнуть.

Достаточно эффективно можно использовать обновленную индустриальную систему строительства на базе сборного многофункционального каркаса для ускорения организации работ на месте возведению зданий и сооружений новых атомных электростанций и обустройству городков для обслуживающего персонала и их семей вместе с долговечной дорожной сетью. Можно воспользоваться постройкой быстровозводимых железобетонных производств с размещением на двух независимых формовочных линиях в арочнике. При острой необходимости возможна организация работ в полигонных условиях под открытым небом. Также прямо на месте, в полигонных условиях возможно организовать производство в универсальной силовой стенд-камере выпуск тяжелых железобетонных конструкций для одноэтажных промзданий: 18-24 метровых безраскосных ферм; 7-18 метровых решетчатых балок необходимых нагрузок; одно и двухконсольных колонн и другой необходимой для строительства номенклатуры железобетонных изделий. А жилые дома, все необходимые инфраструктурные объекты и многоэтажные здания возможно будет запроектировать в сборном многофункциональном каркасном исполнении. В последующем возможно совместными усилиями разработать специальные железобетонные особо прочные, надежные в эксплуатации и с гарантированной надежностью конструкции для самих атомных электростанций. К примеру, железобетонные конструкции в виде модульных сегментов для защиты оболочек самих реакторов, а в перспективе разработать их изготовление в преднапряженном исполнении, с преднапряжением в 2-3 уровнях с предварительной их обработкой (до монтажа) полимеризацией в радиационном поле. Такие сегментные конструкции можно будет изготавливать на специальной оснастке, как на широких универсальных стенд-формах, так и в специальных стационарных кассетных установках с применением в качестве основной арматуры высокопрочную проволоку Вр 1400 (Вр II) диаметром 2,5-5 мм и более и вместо обычного высокопрочного бетона высокомарочный фриттобетон. Все модульные преднапряженные железобетонные элементы как по вертикали, так и по горизонтали монтировать со смещением на ½ и при обязательном прочном соединении каждого из сегментов по всем четырем сторонам, а после полного завершения монтажных работ предусмотреть еще внешнее преднапряжение, с последующим торкретированием высокомарочной бетонной смесью. Следует заметить, что 3-х осное напряжение при прочности бетона в 60 МПа может реально приобрести прочность в железобетонной конструкции до 300 Мпа. В таких конструкциях бетон работает упруго, в трое превышая его кубиковую прочность. Повышение прочности происходит как технологическими, так и конструктивными приемами. Прочность и другие свойства бетона существенно улучшаются при пропитке его в затвердевшем состоянии полимерами и последующим отверждением радиационными или термокаталитическими способами. Наиболее эффективными мономерами могут быть метил метикрилат и стинол вилацетат, раствор этилена в двуокиси серы. Железобетонные элементы предварительно высушивают при повышенной температуре и подвергают вакуумированию при разряжении 0,01 Мпа. Затем бетонный элемент пропитывают монокрилом в атмосфере азота при давлении 300 КПа. Далее бетон облучают изотопом кобальта-60 и подвергают тепловой обработке при температуре 75̊С в течение 4 часов, когда мономер полимеризуется. При этом свойства обычного бетона с прочностью 35 Мпа значительно улучшаются: прочность на сжатие увеличивается в 4 раза, достигая 140 Мпа; прочность на растяжение также повышается в 4 раза; проницаемость падает практически до 0, водопоглащение уменьшается в 20 раз; коррозия при воздействии сульфатов, кислот, горячего рассола исчезает; сцепление с арматурой увеличивается в 3 раза; ползучесть исчезает, твердость возрастает в 2 раза, но для выполнения всех этих работ требуется специальная защита и особый допуск и обучение. Это один из примеров показывающий каким потенциалом обладает железобетон. А какой потенциал у серобетона, пенобетона? Необходимо только более целенаправленно поработать науке, в частности более активно использовать наноматериалы.

Возможно привести и другие характерные примеры эффективного использования обновленной индустриальной системы строительства на основе сборной многофункциональной каркасной серии, но и этих вполне достаточно, т. к. их вполне реально трансформировать для использования и в других отраслях и конкретных территориях.

Мы не говорим, что должна использоваться только многофункциональная сборная система, на рынке должны использовать все доступные. Задача нашей компании показать, как в текущей достаточно непростой экономической ситуации можно на местах в регионах наиболее эффективно с небольшими затратами использовать «скрытые» потенциальные возможности обновленной индустриальной системы строительства со сборной многофункциональной каркасной серии в основе для ускорения темпов строительства полностью обустроенных жилых комплексов. А на ряде конкретных примеров показать и эффективность использования в отраслевом сегменте за счет быстрой перенастройки универсальной компактной технологической платформы под выпуск потребных на текущий момент железобетонных изделий, а самой многофункциональной серии под возможность проектирования зданий и сооружений необходимого функционального назначения. С возможностью их привязки на сложных рельефах местности и с разнообразными объемно-планировочными и фасадными решениями. Но при этом с обеспечением гарантированной надежности и долговечности с получением еще на стадии реализации предпроектных проработок высоких технико-экономических показателей.

2022