Строительство на севере. Как забыть о монолите?
В России много городов на Севере. В советское время были основаны Норильск, Новый Уренгой, Когалым — новые центры промышленной силы. И в 2018 году здесь продолжают строить жильё: например, сейчас ГК «МКС» проектирует 5-секционный жилой дом в Новом Уренгое.
В этой статье вы узнаете, какие решения мы предлагаем для строительства в условиях Севера. Расскажет об этом гендиректор компании Алексей Лазарев.
Задумывались ли вы когда-нибудь, как застройщик выбирает материал, из которого он будет строить объект? Будет ли это кирпич, металл, сборный или монолитный железобетон? Что выйдет дешевле? Что быстрее построить?
Опираясь на свой 12-летний опыт руководства строительной организацией, я могу уверенно сказать, что застройщики хотят возводить здания в монолитном железобетоне. Я вижу здесь как минимум 3 причины.
- 1. Низкая материальная база. Считается, что для открытия бизнеса достаточно опалубки, арматуры и бетона.
- 2. Низкая квалификация рабочих. Рабочие получают деньги не за качество, а за объем уложенного бетона.
- 3. Морально устаревшие советские ж/б серии. Их высокая унификация не позволяет реализовывать нестандартные архитектурные решения.
Из-за большого наплыва застройщиков-монолитчиков, которые хотят реализовать ликвидный бизнес, мы получаем сотни домов с промороженным каркасом и неправильно уложенной арматурой. А строительство промахов не терпит: по статистике 50% аварий происходят из-за ошибок на этапе строительства.
Нельзя получить хороший дом, если экономить на проекте, материале и рабочей силе, ровно как невозможно жить в вигваме на севере или в юрте на юге. У каждого региона своя методика и технология строительства, а экономии можно достичь, если применять новые подходы в расчетах и разработке конструкций.
Большая часть России — это холодный климат. Экономное монолитное строительство в таких условиях невозможно: необходимо прогревать бетон для набора достаточной прочности. Поэтому российские проектировщики задумались о сборных каркасах нового образца, которые позволили ли бы воплотить в реальность любую задумку архитектора.
Что придумали?
Первым опытом стала адаптация под Россию французского сборно-монолитного каркаса SARET. Это были колонны и ригели заводского изготовления в сочетании с монолитными перекрытиями, с помощью которых можно было перекрыть помещение любой конфигурации. Однако перекрытие было без преднапряжёния, из-за чего не получилось достичь экономического эффекта.
Дальше нужно выделить 4 сборных каркаса российской разработки: «Казань-1000», «УДС»,«КУБ» и «АРКОС». Разработчики «Казань-1000» не стали применять преднапряжённые конструкции, поэтому здесь максимальный пролет перекрытия — 6 м, к тому же имеет большую металлоемкость.
В каркасе «УДС» так же используется ненапряжённая арматура, а сами ригели коробчатого сечения. Но главное, такие ригели проблематично использовать при отрицательной температуре: в их глубокие пазы легко попадает снег, и при стыковке сборной и монолитной части возможно образование холодного шва.
В системе «КУБ» фиксированный шаг колонн, высокое армирование и сложность монтажа.
То же самое касается системы «АРКОС»: ригель без преднапряжённой арматуры, а его стык с плитой трудно выполнить ровно.
Что предлагаем мы?
Изучив эти каркасные системы, мы предложили собственную несущую систему — это сборный каркас с жесткими монолитными стыками и преднапряжёнными ригелями. Каркас можно использовать даже в холодных климатических условиях: доля монолитных работ не превышает 10%, а монтаж допускается вести в морозных условиях до -30°С.
В отличие от других каркасных систем, мы используем преднапряжённые ригели длиной до 12 м и варьируемой высотой сечения: 250, 300 или 220 мм. Мы развязываем руки архитектору: он получает большой простор для формирования свободных объемно-планировочных решений, а потолки помещений всегда будут гладкими. Это важно, потому что многие заказчики выбирают монолитный каркас только из-за плоских перекрытий, не ориентируясь на стоимость конструкции.
Мы конструируем преднапряжённые ригели не только на канатах, но и на проволоке класса «Вр». Для этого мы провели натурные испытания в 2013 году на заводе «Нижегородский Дом и К». Это удобно, например, если на заводе ЖБИ нет оборудования под традиционные канаты, а плиты перекрытия изготавливаются на проволоке.
Мы стремимся к максимальному использованию элементов заводского изготовления с сохранением индивидуальности проектируемого здания. А экономии достигаем за счёт преднапряжённых конструкций с низкой металлоемкостью. В таблице ниже можно увидеть разницу в стоимости сборного и монолитного строительства.
Тип здания | Площадь каркаса, м2 | Объём бетона, м3 | Стоимость, млн руб. |
Каркас СМК | 16705 | 3 986 | 72,31 |
Монолит | 16705 | 4 493 | 85,64 |
Разница | 0 | 507 | 13,33 |
Например, в 2016 году по просьбе заказчика мы перепроектировали многоэтажные жилые дома в Калуге и Туле, заменив монолитный каркас на сборный.
Помимо разработки проектной документации, мы осуществляем монтаж и шеф-монтаж сборно-монолитного каркаса с бригадами заказчика, оказываем помощь в комплектации строительных площадок ж/б изделиями. Сотрудничаем с 63 заводами ЖБИ России. Занимаемся изготовлением и установкой технологического оборудования для производства сборных изделий и доборных элементов. Наши специалисты занимаются организацией по выпуску ж/б каркаса на линиях пустотного настила заводов ЖБИ.
Какова себестоимость кв м дома с таким каркасом и какая экономически оптимальная этажность ?